четверг, 12 мая 2011 г.

Как же любить, если не любишь?


Читаю сейчас "7 навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови и мне все время хочется его цитировать. Первый навык из семи - навык проактивности. Антипод проактивности - реактивность. Это модель поведения, при которой на каждый раздражитель мы реагируем определенным запрограммированным способом. Как собаки Павлова.

В то время, как на самом деле между раздражителем и реакцией у человека остается свобода выбора. Мы можем решать, как реагировать на то или иное событие. И это отличает человека от животного.

Далее сама цитата:

На одном из моих семинаров, где я рассказывал о концепции проактивности, ко мне обратился один слушатель:
- Стивен, мне нравится то, что вы говорите. Но ситуация ситуации рознь. Вот, например, моя семейная жизнь. Я очень обеспокоен. Мы с моей женой уже не испытываем друг к другу прежних чувств.. Наверное, я ее просто больше не люблю, да и она меня тоже. Что я могу с этим поделать?
- Что, совсем никаких чувств не осталось? - спросил я.
- Вот именно! - подхватил он. - А у нас трое детей, нас волнует их судьба. Что вы мне посоветуете?
- Любить ее! - ответил я.
- Я же говорю, никаких чувств не осталось!
- Любите ее!
- Нет, вы не поняли! Никакой любви уже больше нет!
- Тогда любите ее! Если чувство ушло, то у вас есть хорошая причина, чтобы любить ее!
- Но как же любить, если не любишь?
- Послушайте, мой друг, "любить" - это глагол, который означает действие. Любовь-чувство есть плод любви-действия. Так любите же ее! Служите ей. Жертвуйте собой. Слушайте ее. Сопереживайте ей. Цените ее. Поддерживайте. Ну как, вы готовы любить ее?

В литературе любого прогрессивного общества часто используется глагол "любить". Реактивные люди преобразовали выражаемое им действие в чувство. Они управляемы чувствами. Голливуд десятилетиями внушает нам веру в то, что мы не отвечаем за происходящее, что мы - заложники собственных чувств. Однако голливудский сценарий не является объективным описанием реальности. И если нашими действиями управляют наши чувства, то это означает, что мы, сняв с себя ответственность, сами это позволили.
Проактивные люди превращают любовь в действие. Любить - значит что-то делать: чем-то жертвовать, отдавать всего себя, подобно матери, дающей жизнь младенцу. Если вы хотите узнать, что такое любовь, познакомьтесь с теми, кто жертвует собой ради других, даже ради своих обидчиков или тех, кто не ответит взаимностью. Если вы родитель, то возьмите за образец свою любовь к ребенку, ради которого вы приносите себя в жертву. Любовь - это ценность, которая проявляется в поступках любящих. Проактивные люди подчиняют чувства ценностям. Любовь-чувство можно вернуть любовью-действием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий